Стилистическая дифференциация лексики английского языка

    Лексическое значение не только выражает понятие или группу понятий, но и характеризуется определенной эмоциональной окраской и стилистической отнесенностью. Всю лексику английского языка можно разделить на:

  • стилистически немаркированную
  • стилистически маркированную.

    Большинство слов языка стилистически не маркированы. Стилистически немаркированная лексика используется во всех формах общения и ситуациях общения, независимо от цели высказывания.

    Стилистически маркированная лексика - ограничена в своем применении. Она может использоваться отдельными группами людей, объединенных определенной общностью, функционирование ее может быть ограничено определенной ситуацией или во времени и т.д.

    Стилистическая дифференциация лексики проводится по следующим признакам и в соответствии с ними выделяются следующие стилистические группировки:

Признак Стилистические группировки примеры
1. Форма речевой деятельности

Лексика, не ограниченная формой реч. деят-ти;

Лексика устной речи

Лексика письменной речи (книжная лексика) 

To see 

start Dough (money)

To behold; commence

2. Обстановка речевой деятельности

Лексика, не ограниченная характером обстановки;

Официальная

Торжественная

Неофициальная

Фамильярная

enemy  

opponent

warrior (торж. от soldier)

Dough (money)

friend Grub (food) (фам., разг.), pal

3. Эмоционально-оценочное отношение к высказываемому

Эмоционально нейтральная

Эмоционально окрашенная (передающая пренебрежительное, презрительное, шутливое и др. отношение к предмету высказывания)

Fellow, well-known

Bloke (пренебр. от fellow)

4. Литературный жанр

Жанрово неограниченная

Поэтическая

Публицистическая

Научная (термины)

Канцеляризмы 

Girl

maid (поэт.)

 

receiver (термин в телефонии - тел. трубка)

5. Соответствие общепринятой норме

Литературная

Просторечие 

To be in love

To to have a crush on smb.

 6. Социальная общность людей, использующих лексику

Общенародная лексика

Социальные жаргонизмы, арготизмы

Нейтр.: wife  

Кокни: trouble and strife

 7. Профессиональная общность

Профессионально неограниченная

Профессиональная лексика - лексика устного общения людей той или иной специальности (профессиональные жаргонизмы, производственно-ремесленные и научные термины). 

to send / to forward - форвардить - комп. жарг.  

Mike (microphone), lab (laboratory)

 8. Корпоративная общность

Корпоративно неограниченная

Корпоративный жаргон

 
 9. территориальная общность

Общенациональная, территориально неограниченная

Территориально ограниченная (диалектизмы, локализмы; территориальные варианты общенационального языка)

To take, to go, a place, a house

Lorry (br) - truck (am), petrol (br) - gas (am), realise (br) - realize (br)

 10. время использования

Современная лексика

Устаревшая лексика (архаизмы - слова, замененные синонимами, историзмы- слова, называющие исчезнувшие предметы)

girl, lady

damsel, wench (арх.)

sloop (ист.) - сторожевой корабль

     Слэнг - функционально ограниченные эмоционально окрашенные слова и словосочетания, имеющие переносное значение и являющиеся вторичными наименованиями предметов.

Тюрьма: jail - can

Казнить: to execute - to fry

Голова: head - bean, mug

Завязать, покончить с чем-то: to catch up

Различают:

Слэнг общий: bag - некрасивая женщина, проститутка, чувиха. Queen - гомосексуалист

Слэнг специальный (профессиональный (компьютерный) или социально-групповой (студенческий, спортивный). forward - форвардить - комп. слэнг.

    Слэнг - стилистически маркированные синонимы общенародной лексики. Граница между слэнгом и неофициальной разговорной лексикой подвижна и не всегда может быть четко определена.

    Кокни (cockney) - лондонское просторечье, разновидность социального жаргона и территориального диалекта. Он очень мало изучен. Характерная его черта - рифмованный слэнг: многие слова заменяются на созвучные им и рифмующиеся с ними выражения:

Wife - trouble and strife

Head - a loaf of bread

Upstairs - apples and pears

North and south - mouth

 

Теги:
Поделитесь

Вас может заинтересовать

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.